Что такое ходули в уличном театре?

Меня попросили рассказать про ходули студентам Чебоксарского института культуры. Это тезисы к выступлению.

Откуда взялись ходули:
- они существовали в народной культуре — как забава на ярмарках, как часть скоморошьей забавы.
- бои на ходулях стали в некоторых городах фишкой. Намюр?
- Очень часто люди старшего поколения говорят, что в детстве в поселке или деревне они ходили на ходулях. Почти поголовно!
Но все это про ручные, а не пристяжные ходули.
Впрочем, на картинах Возрождения попадаются ручные ходули, привязанные к бедрам (Гойя).

В цирке ходули вроде бы распространены, но на поверку нет:
- в советском цирке не было госта на ходулях
- возможно, поскольку арена - мягкая, по ней не удобно ходить на ходулях
- в цирке есть возможность использовать кучу более зрелищного и масштабного реквизита
- в итоге в цирке ходули — это или проходные странные персонажи (Quidam Sirque du soleil, трехногий появляется в глубине) или сальто на ходулях с качелей. Но это очень травматичный трюк, многие ходулисты заканчивали сломанной спиной.

Еще причина - большее всего впечатлений от ходулиста Вблизи!

Поэтому ходули получили наибольшее значение в уличном театре. Там это и возможность легко cделать верхний ярус представления без дополнительных декораций, и огромные фигуры, надвигающиеся вплотную на зрителей.
Кстати, Cirque du Soleil начинал как команда ходулистов.

Зритель уличного театра видит в ходулисте:
- Большую фигуру, яркую доминанту на площадке. Важно, что ногами зритель (я) и ходулист на одном уровне.
- Вертикаль, маяк в шествии. Это кстати помогает и актерам возвращаться к центру колонны после вылазок в толпу в интерактив.
- Нота цирка, нота трюка. Само присутствие ходулиста на плацдарме задает некоторый уровень происходящему.
- Человек, персонаж — в небе! Обозначение мечты вместе с воздушными шариками, флагами, небесными фонариками.
- персонаж идет, не касаясь земли! Этот эффект использовал театр «Воскресенье» в спектакле «Вишневый сад» в сцене прогулки по саду.

Актер на ходулях чувствует:
- я часть странствующего уличного театра. Я могу играть где угодно, на любой площадке.
- чувство полета, чувство высоты. «Поскольку человеку, как и птице// дана такая радость -высота» Визбор
- ходулист собирает очень много внимания — просто потому что его видно издалека
- я владею техникой, трюком. Не каждый сможет ходить на ходулях! И действительно, Ходулистов Мало!

Все это вдохновляется Мечтой о карнавале:
- мечта выбраться, выскочить за обыденное восприятие в радостное поэтическое восприятие, эйфорию праздника
- толпа людей, пронизанная общей чистой эмоцией радости и счастья. Без социальных границ!
- атрибуты и маркеры карнавального шествия — барабаны, ходули, огонь, пиротехника
- необычайность состояния участников- и особенно задающих:
- Активное, гипер-активное состояние, гипер-эмоция.
- странные персонажи, на границе узнавания, на границе возможного. На границе добра и зла, безумия и всезнания, счастья и отчаяния (кстати — 3я Базовая перинатальная матрица)

Уличный театр процветает во Франции, Польше. Ходули к нам идут оттуда.

Следствия:
- ходулист должен быть сильным
бегать
поднимать
падать
носить
размахивать руками
танцевать
махать ногами
нужно очень много энергии и физической силы, выносливости
- костюм ходулиста должен быть объемным, должен вместе с ходулями искажать пропорции человеческой фигуры
- команда должна беречь ходулистов. Ходулисты уязвимы для неадекватных зрителей.
- все техники сначала осваиваются без ходулей, а потом заново — на ходулях. Танец, пируэты, парная акробатика, голос, активное перемещение.
- ходулист — в первую очередь Актер. Он не спортсмен, ходулист перевоплощается в персонажа!

Add new comment

Subscribe to Syndicate